Следующее поколение разрешений телевизионных панелей приходящее на смену HD и FullHD – 4K или UHD, который на самом деле 3,8К, приносит и вызовы для поставщиков контента и технологий его производства.

Не беря в расчет вопрос о том, сможет ли человек определить разницу, то есть реальное улучшение изображения, описанное в статье Фила Плайта остаются два основных вопроса с распространением фильмов в разрешении 4К: 1)Приобретение фильмов и доставка их до ТВ и 2) Визуальные эффекты, спецэффекты.

Давайте сначала поговорим про варианты приобретения контента.

Фильмы должны быть сняты в ультра высоком разрешении, чтобы быть настоящими 4К фильмами. На данный момент не так и много фильмов снятых по этой технологии.

Когда фильм снят на пленку, можно отсканировать каждый кадр с необходимым разрешением, будь то 2К, 4К, даже 8К – что посчитает правильным производитель фильма, или киностудия, так как пленка несет на себе ультра высокое разрешение изображения.

Но большинство фильмов больше не снимаются на пленку, то есть их нельзя пересканировать. Напротив – разрешение фильма зависит от оборудования и систем, которые были использованы при съемке и монтаже. Большинство современных камер имеет разрешение 2К или 3К.

Чтобы создать 4К  фильм, оригинал масштабируются до 4096 пикселей из оригинала в 2048 пикселей по горизонтали. Несколько фильмов, например”Девушка с татуировкой дракона” были сняты и смонтированы с высоким разрешением 4352 Х 2176, но они были обработаны и масштабированы, чтобы на выходе получился фильм в разрешении 3600Х1500 пикселей, что меньше чем 4К.

Но даже фильмы, снятые на пленку, такие как “Властелин колец: Братство кольца” (Снят на 35м пленку в стандарте “SUPER 35”), был отсканирован для цифровой обработки и монтирован в разрешении 2К, на выходе картинка фильма имела разрешение 2048Х854, который все так же 2К, а по вертикали не дотягивает и до Full-HD.

20 лет назад, до того как цифровые кинокамеры получили широкое распространение была другая форма производства цифровых фильмов: Создать фильм целиком на компьютере – компьютерная анимация.

Фильм “История игрушек” – первый полностью цифровой 3Д фильм был отрисован в разрешении меньшем чем 2К – всего 1536х960 пикселей.

Перейдем ко второму моменту- визуальные эффекты. Даже для фильмов отснятых в формате 4К почти нет эффектов, сделанных в формате 4К. Менее 5% фильмов содержат спецэффекты с разрешением 4К, в основном это рендер VFX в формате 2К.

Тому есть множество причин: время, стоимость, пропускная способность каналов связи, даже текстуры для VFX моделей компьютерной графики, которые необходимы для создания эффектов в необходимом для 4К разрешении.

Даже характеристики цвета – спецификация UHD  рекомендует 10-Битный цветовой диапазон (30 бит всего, в сравнении с традиционными 24 битыми форматами). Более широкая цветовая палитра подразумевает больший объем данных. Кадр в UHD содержит в 4 раза больше данных по пикселям, а также на 25% больше данных по цвету.

Например – 1 необжатый кадр 10битного UHD займет 31.1 мегабайт (3840 x 2160 x 3.75 Байт), в сравнении с  6.2 MB на 8-Бит HD Кадр (1920 x 1080 x 3 Байт).

Разница в 5 раз!

31.1 MB/кадр vs. 6.2 MB/Кадр

Выходит что UHD  содержит приблизительно в 5 раз больше данных чем HD, даже если они обработаны одинаковыми кодеками. Даже если UHD кодеки будут в 2 раза более эффективными чем кодеки HD, сохранится проблема производительности системы чтобы обрабатывать в 2,5 раза больше данных. Скорость интернета сама по себе проблема, что подтверждает опыт работы с 4К таких сервисов как Amazon и Youtube.

Также необходимо учитывать что более 20 лет истории кинематографа снято в разрешении 2К или меньшем. Их изображение может быть масштабировано до размеров экрана, и даже новые фильмы снимаются с эффектами в разрешении 2К наложенными на кадры 4К.

Резюме: Из рекламы к 4К телевизорам можно подумать что контента для них много. Про фильмы мы уже поняли – это не так. Иногда телевизоры 4К позиционируются как ТВ для игроманов, вот пример такой рекламы

Реклама убеждает Вас в том, что xBox One поддерживает 4К, но нет.

Графика из игр, построенная в HD просто масштабируется до 4К. Где смысл в 4К телевизоре? Это как покупать машину с большим и мощным мотором с 8 цилиндрами, в то время как топливная система может “прокормить” только 4. Оставшиеся 4 просто остаются бесполезными.

Оригинал статьи

 

 

Проблемы современных 4К телевизоров

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *